Сегодня,18.05.2018, в Муниципальном Бюджетном Общеобразовательном Учреждениеи Школа №20 имени Героя Советско...
Общественный контроль – он не только в выявлении и исправлении случаев несоблюдения требований, но и эффекти...
Названы лауреаты конкурса "Полиция в фокусе гражданского контроля" за 2017 год Опубликовано 08 Сен 2017 Иг...

 

Жилье для ветеранов боевых действий: мифы и реальность

 

Часто ветераны боевых действий задают вопрос о возможности получения жилья. Ответ на данный вопрос вряд ли утешит и обнадежит.

 

Как мы писали ранее, различным категориям ветеранов предоставляются различные льготы: этот принцип характерен и для жилищной сферы.

 

В настоящее время это зависит от того, к какой из трех вышеназванных групп относится ветеран боевых действий, и каков период постановки на учет в качестве нуждающегося.

 

Кто успел встать в очередь, тот и может получить жилье.

 

Если речь идет о первой группе ветеранов, то в отношении них предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, если они встали на учет до 1 января 2005 года, в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Закона о ветеранах.

 

Это означает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем нуждающихся ветеранов боевых действий (наряду с другими категориями нуждающихся, например, инвалидами войны, участниками Великой Отечественной войны). Во исполнение этого предписания Закона о ветеранах органы государственной власти субъектов РФ принимают собственные нормативные правовые акты, которые определяют, в какой форме осуществляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем. Например, в Красноярском крае действует Закон от 25 марта 2010 г. "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", в котором говорится, что социальная поддержка по обеспечению жильем названных в Законе граждан предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан (статья 5).

 

Финансирование связанных с этим расходов осуществляется в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета. Учитывая то обстоятельство, что в Законе, наряду с ветеранами боевых действий, названо еще несколько категорий нуждающихся граждан, можно предположить, что обеспечение такими социальными выплатами происходит, мягко говоря, не так быстро, как этого хотелось бы.

 

Подобная ситуация складывается и в других субъектах Российской Федерации. Так, в Самарской области действует Закон Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД (в редакции от 23 марта 2010 г.) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", который устанавливает условия предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. При отсутствии такого помещения гражданам в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Однако надо заметить, что это положение областного Закона распространяется только на ветеранов боевых действий, относящихся к первой группе, т.е. на тех, кто принимал участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в других государствах, а также принимал участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

 

В Москве до недавнего времени действовали положения о предоставлении некоторым категориям ветеранов безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений. В 2010 г. законодательство Москвы обновилось – был принят Закон от 27 января 2010 г. "Основы жилищной политики города Москвы", в котором ветераны боевых действий, участвующие в событиях на территории других государств (т.е. первая группа ветеранов боевых действий), упоминается только один раз. В частности, статья 68 предусматривает, что жилые помещения в домах учреждений социального обслуживания в приоритетном порядке предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий на территории других государств.

 

Кто из первой группы не успел, тот опоздал.

 

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. с учетом положений главы 7 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом никаких преимуществ ветеранам боевых действий названный Кодекс не устанавливает, что достаточно странно, но вполне логично.

 

Для ветеранов второй и третей групп все еще хуже.

 

Если говорить о жилищных проблемах ветеранов боевых действий, относящихся ко второй группе, то следует констатировать, что в отношении них действует положение, закрепленное Законом о ветеранах, об обеспечении жильем при наличии у ветерана инвалидности и только в том случае, если он выселяется из занимаемого служебного жилого помещения (и опять же, в случае, если ветеран встал на учет до 1 января 2005 года). Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

 

И, наконец, Закон о ветеранах не содержит каких-либо положений об обеспечении жильем третьей группы ветеранов боевых действий. Это значит, что в отношении них вообще никаких жилищных льгот не установлено.

 

Справедливо ли такое отношение российского государства к тому, кто за него воевал и проливал кровь, – пусть решит читатель.

 

 

Петрова Елена Ивановна, к.ю.н., заведующая кафедрой трудового и экологического права Юридического института Сибирского федерального университета

 

 

Льготы ветеранам боевых действий по налогу на доходы

 

При расчете налога на доходы физических лиц граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории России (ветераны боевых действий) имеют право ежемесячно уменьшать свои доходы, облагаемые этим налогом, на сумму в размере 500 руб. в месяц. Это так называемый стандартный налоговый вычет. Данная льгота установлена пунктом 1 подпунктом 2 статьи 218 Налогового кодекса. На эту льготу имеют право и граждане, уволенные с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в других странах, в которых велись боевые действия.

 

Соответственно с вас должны удерживать налог в меньшей сумме. Причем этот вычет уменьшает любые доходы, облагаемые налогом по ставке 13 процентов (например заработную плату, доход от продажи имущества, доход по договору подряда и т. д.). Подробнее о том что такое вычеты и как их применяют смотрите по ссылке.

 

Пример

 

Ваша зарплата составляет 20 000 руб. в месяц.

 

Ситуация 1

 

Вы НЕ являетесь ветераном боевых действий. Соответственно с вас должны ежемесячно удерживать налог в размере:

 

20 000 (доход) х 13% = 2600 руб.

 

Ситуация 2

 

Вы являетесь ветераном боевых действий. Соответственно с вас должны ежемесячно удерживать налог в размере:

 

(20 000 (доход) - 500 (вычет)) х 13% = 2535 руб.

 

Вывод

 

С ветеранов боевых действий удерживают налог на доходы на 65 руб. меньше, чем с обычных граждан, которые ветеранами не являются. Экономия за год составит 780 руб. (65 руб. х 12 мес.).

 

Льготы вы можете получать непосредственно на работе (тогда с вас будут удерживать налог в меньшей сумме) или получить ее в налоговой инспекции инспекции по окончании года (тогда переплаченный налог вам вернут). В первом случае вы должны подать в бухгалтерию по месту работы заявление на предоставлении вычета к которому приложить копии документов, подтверждающих тот факт, что вы ветеран боевых действий. Во-втором случае по окончании года вам нужно сдать в налоговую инспекцию декларацию по налогу (форма 3-НДФЛ), заявление на возврат налога и копии документов, подтверждающих тот факт, что вы ветеран боевых действий.

 

Внимание! Если вы стали инвалидом I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, то для вас сумма этой льготы увеличиться. Она будет составлять не 500 руб. в месяц, а 3000 руб. в месяц. Соответственно ветераны боевых действий получившие инвалидность в ходе службы имеют право на эту льготу в увеличенном размере. Данная льгота установлена подпунктом 1 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса.

 

Льготы ветеранам боевых действий по транспортному налогу

 

Налоговый кодекс НЕ устанавливает каких либо льгот ветеранам боевых действий в отношении транспортного налога. Однако, по статье 356 Налогового кодекса региональные и местные власти вправе устанавливать льготы по этому налогу для отдельных категорий граждан. Поэтому в некоторых регионах льготы по транспортному налогу для ветеранов боевых действий есть, а в некоторых нет. Причем льгота может применяться ветераном при условии, что она установлена в том регионе, где он проживает (то есть по месту его прописки). Место регистрации транспорта никакого значения не имеет. Например, если ветеран проживает в Москве, а транспорт зарегистрирован в Самаре, то он должен пользоваться льготами по транспортному налогу, которые действуют в Москве (то есть по месту его жительства). На какие либо льготы по законодательству Самары он права не имеет.

 

Внимание! В каждом российском регионе свои правила применения и льготы по транспортному налогу. Например, в Москве ветераны боевых действий освобождаются от налога по одному транспортному средству, которое на них зарегистрировано (пункт 1 подпункт 5 статьи 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33). Причем с 1 января 2013 года эта льгота распространяется только на автомобили с мощностью двигателя не более 200 л.с. (147,1 кВт). Если вы проживаете в Москве, но у вашего транспорта мощность двигатель больше хотя бы на 1 лошадиную силу, то права на эту льготу вы не имеете.

 

Пример

 

Ветеран боевых действий проживает в г. Москве по месту регистрации. У него есть транспорт, который также зарегистрирован в г. Москве.

 

Ситуация 1

 

На ветерана зарегистрировано два автомобиля. Один с мощностью двигателя 150 л. сил, второй - 190 л. сил. В данной ситуации он вправе самостоятельно выбрать по какой машине он не будет платить транспортный налог. Для него выгодней не платить налог по второй машине (по ней сумма налога больше). При этом по первой машине (150 л.с.) он обязан платить налог на общих основаниях.

 

Ситуация 2

 

На ветерана зарегистрирована два автомобиля. Один с мощностью двигателя 120 л. сил, второй - 210 л. сил. В данной ситуации он вправе не платить налог только по первой машине (120 л.с.). По второму автомобилю (210 л.с.) он обязан платить налог на общих основаниях.

 

Ситуация 3

 

На ветерана зарегистрировано два автомобиля. Один с мощностью двигателя 250 л. сил, второй - 300 л. сил. Ни по одной машине право на льготу ветеран боевых действий не имеет. По каждой из этих машин он обязан платить налог на общих основаниях. Налог рассчитывают исходя из полной мощности каждой машины (250 и 300 л.с.) без какого либо ее уменьшения.

 

Ситуация 4

 

На ветерана зарегистрирована одна машина с мощностью двигателя 280 л. сил. Права на льготу он не имеет. Он обязан платить налог по этой машине на общих основаниях исходя из полной мощности двигателя машины (280 л.с.) без какого либо ее уменьшения.

 

Чтобы ветерану боевых действий получить льготу по транспортному налогу (если вы имеете на нее право) необходимо написать специальное заявление в налоговую инспекцию. Образец заявления на льготу смотрите по ссылке.

 

Льготы ветеранам боевых действий по налогу на имущество

 

От уплаты налога на имущество полностью освобождаются граждане имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Эта льгота установлена пунктом 1 статьи 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Не платят налог со стоимости недвижимости и ветераны, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в странах, в которых велись боевые действия. Эта льгота установлена пунктом 2 статьи 4 указанного Закона.

 

Кроме того, местные власти вправе вводить дополнительные льготы для тех или иных категорий граждан (пункт 4 статьи 4 Закона). Однако во многих регионах России дополнительных льгот для ветеранов боевых действий по налогу на имущество нет (например в Москве).

 

Чтобы ветерану боевых действий получить льготу по налогу на имущество (если вы имеете на нее право) необходимо написать специальное заявление в налоговую инспекцию. Образец заявления на льготу смотрите по ссылке.

 

Льготы ветеранам боевых действий по земельному налогу

 

По земельному налогу ветераны боевых действий имеют право на льготу. Она установлена подпунктом 4 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса. Данная льгота не подразумевает полного освобождения от налога. Она предусматривает, что при расчете налога кадастровая стоимость земельного участка может быть уменьшена на 10 000 руб.

 

Соответственно ветеран боевых действий вправе рассчитывать налог по формуле:

 

(Кадастровая стоимость участка - 10 000 руб.) х Ставка налога = Сумма земельного налога

Если кадастровая стоимость участка не превышает 10 000 руб., то земельный налог ветерану боевых действий платить не придется. Если превышает, то ветераны платят налог лишь с суммы превышения.

 

Льготы ветеранам боевых действий по государственной пошлине

 

Ветераны боевых действий, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательствам о ветеранах, вправе не платить государственную пошлину по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикцией (гражданскими судами) и мировыми судьями. Эта льгота применяется при условии, что цена иска не превышает 1 000 000 руб. Если превышает, то пошлина платится в пониженном размере.