20 ценных высказываний детского психолога Юлии Гиппенрейтер
Юлия Борисовна Гиппенрейтер – известный психолог, талантливый педагог и автор множества книг по воспитанию детей. Ей удается простыми и доступными словами объяснять родителям, что творится в голове их ребенка. Гиппенрейтер учит работать над взаимоотношениями, а не ждать, что все само наладится. Мы собрали 20 высказываний Юлии Борисовны, над которыми стоит задуматься всем мамам и папам.
"Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним".
"Детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло".
"Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!"
"Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
"Когда ребенок стоит перед реальным испытанием ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве".
"Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом".
"Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему".
"Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его".
"Воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы".
"Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было "с мамой". Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее".
"Вы меня спросите — с какого возраста нужно начинать уважать ребенка. Отвечу — с пеленок. Уже с пеленок ребенок — это человек. Уважайте его путь, не говорите "я из тебя сделаю… бухгалтера, экономиста". А если он в душе художник?"
"Живите с ребенком, говорите с ним, показывайте ему мир. Но не занимайтесь, сжав зубы и тратя время. Важна тональность времяпрепровождения с ребенком. Во время гуляния у некоторых мам есть цель: строй снежную бабу, качайся на качелях, лазь по лесенкам. А ребенку интересен и забор, и кошка, и голубь".
"Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: "Меня не любят".
"Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), "слышите" его".
"Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка".
"У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением — его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить".
"Нет таких ситуаций, когда ребенка можно ударить. Да, известно, что Пушкин драл своих детей, но тогда это считалось нормой".
"Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому".
"Лучшее наказание для ребенка - лишить его хорошего, а не сделать ему плохое".
"Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности".
я-сообщения, ты- сообщения. (Ю.Б.Гиппенрейтер)
Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, скажите ему об этом.
Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении.
Высказывания могут быть такими:
1. Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и МНЕ стыдно от взглядов соседей.
2.МНЕ трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и Я всё время спотыкаюсь.
3.МЕНЯ очень утомляет громкая музыка.
Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали "Я-СООБЩЕНИЯМИ"
Кто- нибудь из родителей мог бы сказать иначе:
1. Ну что у ТЕБЯ за вид?
2. Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь.
3. ТЫ не мог бы потише?
В таких высказываниях используются слова ТЫ, ТЕБЕ, ТЕБЯ. Их можно назвать "ТЫ-СООБЩЕНИЯМИ"
На первый взгляд разница между "Я-" и "ТЫ-СООБЩЕНИЕМ" НЕВЕЛИКА. Более того, вторые привычнее и "удобнее". Однако в ответ на них ребёнок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.
Ведь каждое "Ты-сообщение", по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребёнка.
Преимущества "Я-сообщения":
1. Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.
2."Я-сообщение" даёт возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей бронёй "авторитета", который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное- же - делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. И последнее, высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда-удивительно- они начинают учитывать наши желания и переживания.
Общая информация. Бакалавриат
Дата начала приёма документов - 1 июня 2017 г. Общая информация (подробно)
Иногородним предоставляется общежитие по согласованию с руководителями средних и высших профессиональных образовательных учреждений
Документы. Бакалавриат
Правила приёма
Вступительные испытания
Структура приёма и направления подготовки
В помощь абитуриенту
Апелляции
Минимальные баллы и индивидуальные достижения
Общая информация. Магистратура
Дата начала приёма документов - 1 июня 2017 г. Общая информация (подробно)
График проведения приёмной кампании в СФ МГПУ в 2017 году
Иногородним предоставляется общежитие по согласованию с руководителями средних и высших профессиональных образовательных учреждений
Документы. Магистратура
Правила приёма
Вступительные испытания
Структура приёма и направления подготовки
В помощь абитуриенту
Апелляции
Минимальные баллы и индивидуальные достижения
Общая информация. Аспирантура
Дата начала приёма документов - 1 июня 2017 г. Общая информация (подробно)
График проведения приемной кампании
Перечень документов, необходимых для подачи заявления
Иногородним аспирантам общежитие не предоставляется
Документы. Аспирантура
Правила приема
Структура приема и направления подготовки
Аппеляция
Вступительные испытания
В помощь абитуриенту
Минимальные баллы и индивидуальные достижения
Второе высшее профессиональное образование
Направление подготовки:
44.03.01 - Педагогическое образование
Профили:
- современное дошкольное образование;
- дошкольное и начальное школьное образование;
- Информатика и информационные технологии обучения;
- методика преподавания английского и немецкого языка;
44.03.02 - Психолого-педагогическое образование
Профили: психология развития и обучения
45.03.02 - Лингвистика (английский, немецкий, китайский, японский языки)
Профили: перевод и межкультурная коммуникация.
44.03.01 - Реклама и связи с общественностью
Профили: реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления.
37.03.01 - Психология
Профили: психология личностного развития.
38.03.02 - Менеджмент
Профили: менеджмент организации; финансовый менеджмент.
40.03.01 - Юриспруденция
Профили: государственно-правовая деятельность, уголовно-правовая деятельность, гражданско-правовая деятельность.
Ускоренное обучение.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных
4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Появление этого симптома сопровождается более частыми опозданиями на работу, более частыми заболеваниями, длительными перерывами и т.д.
Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
Человек, которому помогает специалист, воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности в помогающих профессиях.
4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что психологическая защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.
Выводы
Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же время, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.
Эмоциональное выгорание представляет собой самостоятельное явление, отличное от психических состояний, возникающих в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия) (Орел, 1999). Стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные явления. Различие между стрессом и выгоранием состоит, прежде всего, в длительности процесса. Выгорание представляет собой длительный, «растянутый», «накопленный» во времени стресс. Другим различием между стрессом и выгоранием является степень их распространенности. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание проявляется в связи с профессиональной деятельностью. Стресс не обязательно приводит к выгоранию. Подавляющее число профессионалов способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.
Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения (там же).
Существенное различие между выгоранием и утомлением заключается в том, что при утомлении специалист может достаточно быстро восстановиться, а при выгорании — нет. Специалисты так же отмечают существенную разницу в субъективных ощущениях эмоционального истощения при эмоциональном выгорании и обычного состояния утомления. Кроме того, эмоциональное выгорание, как правило, сопровождается ощущением безысходности, отсутствия перспективы, в отличие от состояния утомления.
Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.
В тесной связи с понятием профессионального выгорания находятся и меры по профилактике нарушений профессионального развития и эмоционального выгорания. Конечно, в любой профессии можно встретить специалистов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких-либо признаков эмоционального выгорания. Однако в профессиях экстремального профиля, к которым относятся спасатели и пожарные, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к системе профилактики профессиональных деструкции.
Глава 12. ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Вопросы, рассматриваемые в главе:
Профилактика синдрома профессионального выгорания Система профилактики профессиональных деструкции Методы и приемы саморегуляции Концепция «заботы о себе»
При чтении литературы, посвященной проблеме синдрома выгорания, может возникнуть впечатление, что это неизбежный итог профессиональной деятельности. Однако это далеко не так.
В меньшей степени подвержены выгоранию те специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют активность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны.
Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов (Гримак, 1991).
Реже выгорание встречается у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом, с преобладанием «клановой» организационной культуры.
Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее вариативность в ситуациях межличностного взаимодействия и, как следствие, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Развитие творческого потенциала — один из эффективных способов противостоять развитию синдрома выгорания.
Риск развития профессионального выгорания определяется «зоной стабильности». Помимо факторов риска развития синдрома выгорания, перечисленных в предыдущей главе, исходную область зоны стабильности определяют следующие факторы (Дикая, 2003):
1. Тип высшей нервной деятельности (темперамент)*. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) обладает оптимально сбалансированным сочетанием эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, хорошо развитой адаптивностью. Человек с этим типом высшей нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и выносливостью (Грановская, 1988).
Подробнее см. гл. 4.
У холерика (сильный, подвижный, неуравновешенный тип) нервная система отличается тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Как правило, такой человек легко поддается эмоциям, отличается несдержанностью. В период увлечения холерик всецело отдает свои силы делу, однако это заканчивается упадком сил. Холерику трудно осуществлять деятельность, связанную с монотонным трудом и медленным темпом.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) на изменения реагирует спокойно и медленно, внешне малоэмоционален. Отличается устойчивостью к сильным и продолжительным нагрузкам. Однако при длительном неблагоприятном воздействии негативные эмоции накапливаются и при достижении критической величины флегматик способен к неожиданным, сильным и ярким проявлениям эмоций.
Меланхолик (слабый тип) отличается быстрой истоща-емостью, невыносливостью к длительным или сильным воздействиям. Как правило, обладает повышенной чувствительностью при выраженной инертности. Эмоционален, склонен отдаваться переживаниям. Любые изменения вызывают тревогу и страх.
Безусловно, приведенные описания не могут являться портретами конкретных людей и в «чистом виде», как правило, не встречаются. Однако особенности темперамента следует учитывать как самому человеку, так и тем, кто с ним взаимодействует. Учет этих особенностей чрезвычайно важен при принятии решения о выборе профессии. Так, среди специалистов экстремального профиля не может быть меланхоликов. При организации мероприятий по профилактике синдрома выгорания, при саморегуляции или воздействии на актуальное психическое состояние также важно учитывать особенности темперамента.
2. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям, физической слабости и болезней родителей,
приводящих к инвалидизации, психических заболеваний родителей.
Именно перечисленные факторы определяют исходную зону стабильности. Чем больше негативных факторов отмечается, тем меньше исходная зона стабильности и тем больше специалист подвержен воздействию факторов риска, способствующих развитию синдрома выгорания (рис. 8).
Таким образом, можно выделить основные направления профилактики синдрома профессионального выгорания. Они связаны либо со снижением последствий воздействия фактора, либо со снижением индивидуальной чувствительности к фактору риска, либо с непосредственным воздействием на этот фактор (таблица 2).
Группа социально-психологических факторов |
||
Социально-экономическая ситуация в регионе |
Социальная защищенность специалистов |
Подразделения МЧС |
Корпоративная культура |
||
Имидж профессии и социальная значимость профессии |
Формирование позитивного образа специалиста у населения |
Подразделения МЧС |
Корпоративная культура |
||
Дестабилизирующая организация деятельности |
Четкая организация и планирование труда |
Руководитель |
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности |
Организационное консультирование |
Психолог |
Группа субъективных факторов риска |
||
Состояние здоровья специалиста |
Диспансеризация |
Мед. учрежд. |
Здоровый образ жизни |
Самостоятельно |
|
Склонность к эмоциональной сдержанности |
Дибрифинг |
Психолог |
Нравственные дефекты и дезориентация личности |
Проф. психологический отбор |
Психолог |
Иррациональные убеждения Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности Трудоголизм Личность типа А |
Психологическое консультирование |
Психолог |
Психологическая подготовка |
Психолог |
|
Количество изменений в жизни за текущий период |
Психологическая саморегуляция |
Самостоятельно |
Таким образом, профилактика профессионального выгорания специалиста — это многоуровневый процесс, в который включены не только медики, психологи, руководители подразделений, но и коллективы, подразделения МЧС, профессиональное сообщество. Необходимо подчеркнуть, что без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Прежде всего потому, что сам специалист должен стать субъектом собственной деятельности. Другими словами, специалист является не пассивным потребителем, а активным участником системы профилактики профессионального выгорания.
Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Среди мероприятий, направленных на предупреждение возникновения синдрома выгорания, есть такие, которые специалист может осуществлять самостоятельно или же самостоятельно, но после предварительной подготовки с психологом или другим специалистом. Есть и такие мероприятия, которые осуществляются только вместе с психологом или другим специалистом (таблица 3).
Естественным биологическим средством, регулирующим функциональное состояние, является питание. Нередко отмечается, что различные отклонения от нормального режима питания сами по себе могут служить фактором возникновения
неблагоприятных состояний, способствовать повышению напряженности, ускорять развитие утомления. Качественный состав пищи и режим питания непосредственно влияют на степень восстановления сил, уровень сопротивляемости организма стрессогенным воздействиям. В самом общем виде рекомендации по организации оптимального режима питания сводятся
к следующему: главным является сбалансированный состав пищи, который обеспечивает включение в рацион всех необходимых компонентов для полноценного физиологического функционирования и психологического комфорта. Особое внимание должно уделяться включению в дневной рацион тех элементов, которые обеспечивают нормальное протекание обменных реакций в стрессовых ситуациях, — витаминов А, С, Е, комплекса витаминов В, кальция.
С большей осторожностью следует относиться к чрезмерному употреблению продуктов, содержащих кофеин. Оказывая возбуждающее воздействие на нервную систему, они могут вызвать неблагоприятные отсроченные последствия — потерю сна, головные боли, нервозность, повышенную раздражительность, повышение давления.
Важным вопросом является организация оптимального режима питания. При игнорировании этого вопроса, у специалистов, работающих в чрезвычайной ситуации, может наблюдаться сужение объема внимания и снижение эффективности работы. В условиях аварийно-спасательных работ требования к соблюдению режима питания могут показаться невыполнимыми, однако опытные руководители подразделений находят возможность выделять ресурсы для организации наиболее оптимального режима.
Использование различных лекарственных препаратов естественного и искусственного происхождения в целях устранения неприятных состояний (усталости, болевых ощущений) или повышения уровня работоспособности весьма распространено. Однако, пользуясь различными препаратами, специалисты редко задаются вопросом о возможности побочных эффектов. Применение лекарственных препаратов для регуляции функционального состояния должно быть строго ограничено ситуациями особой необходимости и только по согласованию с врачом {Марищук, Евдокимов, 2001).
Использование элементов музыкотерапии практически не имеет противопоказаний и находит широкое распространение среди специалистов экстремального профиля (Прокофьев, 2003). Многие спасатели и пожарные интуитивно приходят к включению элементов музыкотерапии в профессиональную деятельность. Хорошо известно, что прослушивание умиротворяющей музыки успокаивает, ритмичная музыка мобилизует. Классическая музыка (И.-С. Бах, А. Вивальди) гармонизирует состояние. Музыка, ассоциирующаяся с определенным значимым событием, вызывает психическое состояние, схожее с тем, которое было в момент события. Можно использовать прием компоновки музыкальных фрагментов, когда требуется перейти из одного состояния в другое. Например, если требуется из состояния расслабленности перейти в состояние готовности к действию, то сначала подбирается музыкальный фрагмент, отражающий актуальное состояние, затем переходный фрагмент и последним подбирается фрагмент, ассоциирующийся с состоянием готовности к действию.
Противопоказано использование элементов музыкотерапии непосредственно во время работы, требующей значительной концентрации внимания.
Использование элементов аромотерапии, то есть влияние на функциональное состояние с помощью запахов, имеет длительную историю. Особенно примечательно то, что ассоциативные связи запахов и психических состояний являются одними из самых устойчивых. Возможны различные способы применения ароматических веществ: это могут быть широко распространенные аромолампы, могут быть ингаляции, компрессы, ванны. Принцип подбора запахов общий: для стимуляции и тонизации используются пряные, теплые, яркие, терпкие запахи. Например, гвоздика, кофе, ирис. Для расслабления используются запахи прохладные, легкие, светлые, например: валериана, роза. Повышению адаптационных возможностей способствует запах мяты. Подбор запахов должен быть сугубо индивидуальным. Вполне вероятна ситуация, когда для большинства людей запах является успокаивающим, а для кого-то ассоциируется с тревожной, напряженной ситуацией и вызывает именно это состояние. Можно составлять композиции, однако в этом случае лучше не использовать более трех запахов.
Элементы аромотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, фитотерапии являются важными составляющими среды, которая оказывает воздействие на функциональное состояние специалиста. Во многих подразделениях существует традиция заботиться об уюте и комфорте в рабочих помещениях. Специалисты интуитивно чувствуют необходимость создания среды, способствующей быстрому восстановлению. Для повышения эффективности таких мероприятий следуют учитывать закономерности воздействия звуков, запахов, цветов на психическое состояние человека.
Воздействие на биологически активные точки является эффективным способом воздействия на функциональное состояние, основанное на взаимосвязи определенных точек с функционированием органов. Пальцевым надавливанием на строго определенные точки можно дозиро-ванно, избирательно и направленно воздействовать на функции различных органов и систем, регулировать вегетативные функции, обменные и восстановительные процессы. При надавливании на биологически активные точки, как правило, возникают своеобразные ощущения ломоты, некоторого «распирания», онемения, боли, отсутствующие при надавливании вне этих точек. Возникновение этих ощущений настолько постоянно и обязательно, что служит критерием правильности нахождения точки. Точки следует находить с наибольшей точностью, это обеспечит лучший и более длительный эффект.
Основные сведения
Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" является обособленным структурным подразделением Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет".
Полное наименование: Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сокращенное наименование: СФ ГАОУ ВО МГПУ
Учредитель: Правительство Москвы. Функции учредителя Университета возложены на Департамент образования города Москвы.
Руководитель Департамента образования города Москвы — Исаак Иосифович Калина.
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, дом 15, стр. 1, 4
Телефон: +7 (495) 366-70-94, e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес сайта: www.dogm.mos.ru
Дата создания: СФ ГАОУ ВО МГПУ был создан на основании решения ученого совета Государственного образовательного учреждения Московского городского педагогического университета от 23 декабря 1996 г., приказом Московского комитета образования от 16.10.1997 г. №396 "Об открытии в г. Самаре филиала Московского городского педагогического университета".
Место нахождения: 443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76
Режим и график работы: пн.-чт. с 8:30 до 17:30, пт - с 8:30 до 16:30
Телефон:
приёмная директора: (846) 932-50-35
приёмная комиссия: (846) 932-50-38
E-Mail:
приёмная директора: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
приёмная комиссия: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Документы
Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 25.11.2015 |
|
Свидетельство о государственной аккредитации №2108 от 12 июля 2016 года с приложениями |
____________________________
Статья 17.11. Незаконное ношение государственных наград
1. Ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ)
2. Учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией знаков; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией знаков; на юридических лиц - от восьмидесяти пяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией знаков.
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 88-ФЗ)